Особенности детей с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм (РДА) в1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребенка. Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.
Ряд авторов считают, что в «формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка» (детский аутизм, 1997, с.56).
У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка (Гилберт К., Питерс Т., 1998).
Основными клиническими признаками аутизма являются:
O Генетическая обусловленность
O Органическое поражение мозга
O Нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки
К типичным проявлениям детского аутизма относят:
O постоянный уход ребенка от от любых контактов как со взрослыми, так и со сверстниками;
O категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки
O необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым
O отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью
O стереотипизация действий
O патологическое фантазирование
O манипулирование руками
O погруженность в мир собственных переживаний
O эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить их пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
O нарушение модуляции голоса: как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватные смыслу речи;
O своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
O содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
O отсутствие местоимения «Я», т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;
O речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.
По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. В.В. Лебединский отмечает, что наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
Чтобы наладить контакт с ребенком – аутистом, нужно следовать ряду правил:
O если ребенок категорически отказывается входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
O необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;
O убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;
O насколько это возможно, звукоизолировать комнату;
O избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
O интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;
O не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.
Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравиться манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а позднее и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри. Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.
Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.
Рекомендации родителям
Обратите внимание!
1. Соблюдать четкий режим жизни и ребенка и семьи в целом.
2. Поддерживать эмоционально теплые отношения.
3. При обучении ребенка использовать схемы и модели.
4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
6. Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития.
7. Искоренять причину страхов ребенка, придумывать вместе с ним способы победы над страхом.
8. Все новое в жизни ребенка вводить постепенно, дозировано.
9. В моменты вспышки агрессии держать себя в руках.
10. Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.
Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Консультация подготовлена на основе книги: «Справочник педагога-психолога ДОУ Г.А.Широкова»
Педагог-психолог Комиссарова Елена Викторовна