Развитие речи детей от 1года 8-9 месяцев до 2-х лет
Особенности детей с ранним детским аутизмом
Готовимся к школе смотреть здесь:
Движение пальцев и становление речи
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.
Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков ещё в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальце. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно в том случае, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Пальчик-мальчик, где ты был?
Комплексы пальчиковой гимнастики, которые включают в себя упражнения для пальчиков и потешку.
1комплекс Ладошки. Предложите детям положить ладошки на стол: на счёт раз – развести пальцы врозь, на два – соединить их вместе.
1. Ладошка-кулачок-ребро. На счёт раз дети кладут ладошки на стол, на два – сжимают в кулачок, на три – ставят на ребро.
2. Пальчики здороваются. На счёт «раз-два-три-четыре-пять» дети соединяют пальцы обеих рук соответственно большой с большим, указательный с указательным и т.д.
3. Человечек. Указательный и средний пальцы левой или правой руки бегают по столу, изображая движения человека.
4. Бег наперегонки. Дети выполняют движения четвёртого упражнения, но двумя руками одновременно.
Потешка «Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Дети показывают большой палец и как бы обращаются к нему, затем прикасаются к нему кончиком всех пальцев поочерёдно, начиная с указательного.
2комплекс Коза. Дети вытягивают указательный палец и мизинец правой руки, изображая голову козы. Затем упражнение выполняется левой рукой.
1. Козлята. То же упражнение дети выполняют пальцами обеих рук.
2. Очки. Дети соединяют большой и указательный пальцы обеих рук, образуя из них кружки.
3. Зайцы. Дети вытягивают вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединяют вместе.
4. Деревья. Дети поднимают обе руки ладонями вверх, широко разводят пальцы.
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
(Дети поочерёдно загибают пальцы правой руки, начиная с большого)
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №40» Комиссарова Е.В.
По материалам книги М. М.Кольцовой «Ребёнок учится говорить» , Э. Шмакова, Е. Сыткина, г. Ростов-на-Дону «Газета для родителей», №10/76 октябрь 2011