Советы психолога

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 40 "Радуга"

г. Саров 

Ссылка на актуальную страницу сайта:

https://raduga40.caduk.ru/

Советы психолога

 

 

Развитие речи детей от 1года 8-9 месяцев до 2-х лет 

Особенности детей с ранним детским аутизмом

Готовимся к школе смотреть здесь:

 

 

Движение пальцев и становление речи

 

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.    Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков ещё в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.  Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.  Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальце.  На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.     Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.                                                                                                                     Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно в том случае, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

 

Пальчик-мальчик, где ты был?

          Комплексы пальчиковой гимнастики,  которые включают в себя упражнения для пальчиков и потешку.

 

1комплекс                                                                                                                                        Ладошки. Предложите детям положить ладошки на стол: на счёт раз – развести пальцы врозь, на два – соединить их вместе.

1.     Ладошка-кулачок-ребро. На счёт раз дети кладут ладошки на стол, на два – сжимают в кулачок, на три – ставят на ребро.

2.     Пальчики здороваются. На счёт «раз-два-три-четыре-пять» дети соединяют пальцы обеих рук соответственно большой с большим, указательный с указательным и т.д.

3.     Человечек. Указательный и средний пальцы левой или правой руки бегают по столу, изображая движения человека.

4.     Бег наперегонки. Дети выполняют движения четвёртого упражнения, но двумя руками одновременно.

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Дети показывают большой палец и как бы обращаются к нему, затем прикасаются к нему кончиком всех пальцев поочерёдно, начиная с указательного.

 

2комплекс                                                                                                                                           Коза. Дети вытягивают указательный палец  и мизинец правой руки,  изображая  голову козы. Затем упражнение выполняется левой рукой.

1.     Козлята. То же упражнение дети выполняют пальцами обеих рук.

2.     Очки. Дети соединяют большой и указательный пальцы обеих рук, образуя из них кружки.

3.     Зайцы. Дети вытягивают вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединяют вместе.

4.     Деревья. Дети поднимают обе руки ладонями вверх, широко разводят пальцы.

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.                                                                                                             

(Дети поочерёдно загибают пальцы правой руки, начиная с большого)

 

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №40»  Комиссарова Е.В.          

По материалам книги  М. М.Кольцовой «Ребёнок учится говорить» , Э. Шмакова, Е. Сыткина, г. Ростов-на-Дону   «Газета для родителей», №10/76 октябрь 2011

  

Дата последнего обновления страницы 08.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения