Развитие речи детей от 1года 8-9 месяцев до 2-х лет

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 40 "Радуга"

г. Саров 

Ссылка на актуальную страницу сайта:

https://raduga40.caduk.ru/

Развитие речи детей от 1года 8-9 месяцев до 2-х лет

 

 

            Развитие речи в период от 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет характеризуется формированием следующих речевых реакций:

1. Словарь активных слов у 81,8% детей воспитывающихся в условиях ДОУ, доходит до 300 слов.

2. Почти все дети перестают пользоваться облегченными словами.

3. Усложняется грамматика, а именно: появляются трехсловные предложения.

4. Во время игры дети сопровождают свои действия словами.

5. Речь становится постепенно средством общения со взрослым.

6. Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый детям сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрослого.

7. Большое значение имеет появление у детей этого возраста первых вопросов типа: «А это?» или «Что это?», отражающих яркую ориентировочную реакцию на все окружающее, особенно новое развитие мышления.

         Одной из важнейших задач развития активной речи является умение пользоваться словом, фразой. Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если в этом у них есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются с теми взрослыми, которые им близки, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Развитие активной речи довольно часто задерживается как в семье, так и в детских учреждениях. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.

         А что бывает в детских учреждениях? педагоги много общаются с детьми, говорят с ними, но часто предложение воспитателя не направлено на то, чтобы вызвать активную речь ребенка: «Сережа построй дом», «Валя положи куклу спать» и т.д. Все поручения  направлены на понимания речи, и дети выполняют их молча. Поэтому совершенно необходимо в работе с детьми поддерживать в них любое обращение, переводя его постепенно в речевое, оформляя его словом. Различными методами на занятиях, в игре следует вызывать активную речь. Особенно действен прием неожиданного появления предмета или его изображения, который непроизвольно вызывает у ребенка слово, эмоциональные возгласы. В дальнейшем следует давать для произнесения образцы фраз.

         Если ребенок, еще не умеющий говорить, протягивает руку, показывая, что он что-то хочет, нужно за него оформить словом просьбу: «Тебе матрешку дать?» - и предложить простой образец: «Скажи – дай», «дай матрешку». К концу второго года можно ребенку и без образца фразы предложить сказать что-то. Если же ребенок  все-таки молча, жестом выражает свою просьбу, можно сделать вид, что вы его не понимаете. Например, ребенок подошел к воспитателю, протягивает ногу и всем видом показывает, что ему нужно ботинок завязать. Не следует сразу выполнять его просьбу, а сказать: «Тебе что-то нужно, ты скажи, а то я тебя не понимаю». И только при затруднении можно дать образец фразы, т.е. побудить ребенка выразить хотя бы очень примитивно его просьбу. Наряду с частным речевым общением с детьми в самостоятельной деятельности необходимы и специальные занятия по развитию речи: специальные показы с названием предметов типа «Чудесного мешочка», наблюдение окружающего в сопровождении речи взрослого, показ картинок с изображением знакомых предметов, действий, несложных сюжетов, рассказывание без показа и др.

         Итак, речь детей становится постепенно коммуникативным средством общения с окружающими; они используют речь в различных ситуациях, употребляя разные части речи, предложения, носящие повествовательный, вопросительный характер. Усиливается регулирующая функция речи. Вопросы детей и речь в игре отражают развитие их мышления. 

 

Подготовила педагог-психолог Комиссарова Е.В.

на основе материала К.Л.Печора «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста».

Дата последнего обновления страницы 08.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения