Домашний Эйнштейн:
занимательные опыты на кухне
Рекомендации для родителей
Ваши дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться? У вас в руках есть неисчерпаемый ресурс познавательного времяпрепровождения! Опыты – хорошая возможность заинтересовать ребенка естественными науками. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – «много будешь знать – скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Опыты и эксперименты несложно организовать в домашних условиях. Для этого нужно лишь желание, элементарные научные знания, простейшие реактивы и оборудование (которые есть у вас на кухне).
Запомните!!!
Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона!
Правило второе. Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему!
Правило третье. Ваше объяснение опыта должно быть простым, кратким и ясным. Ключевым словом в этой части должно быть «Потому что…».
Правило четвертое. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Объясните, что за этими чудесами стоят не феи и гномы, а законы природы.
Правило пятое. Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации!
Перед вами несколько опытов, которые легко провести в домашних условиях.
№1. Плавает – не плавает
Возьмите 2 апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. Очистим второй апельсин, и положите его в воду. Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».
№2. Варим яйцо в бумажной кастрюле
Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно сделать, проткнув стенки колпачка у кромок) и закрепите держатель над пламенем свечи. Даже если пламя свечи будет облизывать бумагу, она не загорится! Таким образом, воду в этой бумажной кастрюле можно довести до кипения и даже сварить яйцо. Но пока вода не испарится, пламя не сможет навредить этому сосуду.
№ 3. Иголка в воде не тонет
Налейте в кастрюлю воды. Осторожно, при помощи пинцета, положите на поверхность воды лоскуток тонкой бумаги, а на бумагу положите стальную сухую иголку. Затем, также аккуратно, используя пинцет, удалите из- под иглы бумагу. Делается это так: погрузите сначала краешки листа в воду, а затем и весь листок. Вы увидите, что игла останется плавать на поверхности воды!
Разгадка заключена в силе поверхностного натяжения. Именно им пользуются клопы-водомерки, скользящие по воде.
№ 4. Вода не выливается из стакана
Возьмите стакан, наполните его водой, накройте плотным листом бумаги. Крепко прижимая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Аккуратно уберите руку, поддерживающую лист. Вода из стакана не будет проливаться, потому что лист прижмется к отверстию. Лист бумаги создаст границу между водой и воздухом. Внутри стакана создается низкое атмосферное давление, которое прижимает лист и не дает воде разлиться.
№ 5. Вода морская и пресная
Для его реализации возьмите две прозрачные емкости с водой (можно взять две литровые банки), в одну из которых добавьте три столовых ложки соли. Дайте соли раствориться. Затем возьмите два сырых куриных яйца и положите в каждую из банок. Вы увидите, что в соленой воде яйцо не тонет, а всплывает на поверхность. Все дело в том, что плотность соленой воды гораздо выше, чем пресной. Жидкости, имеющие большую плотность, легче удерживают тело на поверхности. Для иллюстрации можно рассказать о Мертвом море в Израиле: концентрация соли в его воде более 30%. Именно поэтому в Мертвом море невозможно утонуть!
№ 6. Непослушный лёд
Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей до полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! Это доказывает, что лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.
№ 7. Вода в твердом состоянии
Продолжая опыты с водой, объясните, что она может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Жидкое состояние воды – привычное для всех. Газообразное состояние можно показать в опыте «Облако в домашних условиях». Для того чтобы продемонстрировать третье состояние воды, налейте в небольшую емкость воды до самых краев, прикройте ее крышкой из картона. Поставьте емкость в морозильную камеру. Когда вода полностью замерзнет, вы обнаружите, что крышка уже не прикрывает плотно отверстие сосуда. Это свидетельствует о том, что при замерзании вода расширяется и «ищет место» куда бы ей «вылезти».
№ 8. Радуга
Стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.
Подготовила воспитатель Ермакова Н.Н.
Использованные материалы: http://www.materinstvo.ru/art/9709 Materinstvo.ru